Как понять подростка?

images (1)
"Как понять подростка?", "Что мне делать, мой ребёнок меня не воспринимает?" - вопросы, которые я часто слышу от родителей 11-15 летних детей на консультациях. Ребёнок сталкивается с противоречиями, с которыми порой ему трудно справиться, и в связи с этим проявляет себя так, что родители
просто теряются.

Возникновение чувства взрослости у подростков - одна из основных психологических потребностей возраста. Конечно же, причиной служит быстрое развитие в физическом и половом созревании. Проявления взрослости порой просто шокируют взрослых своим "маятниковым" характером. То есть, порой родитель легко может договориться со своим ребёнком, а иногда складывается чувство, что ребёнок и родитель - чужие друг другу и говорят на разных языках. Подросток может думать, что взрослые - это те, кому всё разрешено, в связи с чем обнаруживается тяготение только к внешним формам проявления взрослости - манера ходить, одеваться, разговаривать и так далее. Отрицательные формы проявления взрослости - курение, выпивка, развязный или грубый тон и тому подобн

Возникает ориентация на качества "Настоящего мужчины" и "Настоящей женщины", подражание избранным образцам. В этом случае "моделями" могут быть родители, родственники, друзья родителей, сверстники (выделяющие из окружающих какими-то особыми качествами или достижениями), герои кинофильмов, книг и так далее. Так или иначе, новзрослые становятся образцами в деятельности. Такое тяготение - противоречивое и сложное явление. Рассмотрим три основных противоречия.

Первое противоречие заключается между физическим и физиологическим ощущением себя взрослым и реальным положением ребёнка.  "Почему ему можно, а мне нет? Чем я хуже?" - вопросы подростка. Это связано с разрывом между реализацией потребностей "быть" и "казаться". "Быть" не удаётся, остаётся только "казаться".
Второе противоречие заключается в том, что мы, взрослые, часто непоследовательны в своих действиях и считаем подростка то "ребёнком",
то "взрослым" в зависимости от ситуации, где нам выгодно так считать. Это противоречие легко проиллюстрировать. "Ты же взрослый!" - Говорим мы, напоминая об обязанностях подростка. И тут же можем добавить: "Ты еще не достаточно вырос, чтобы это себе позволять!" Это когда речь идёт о правах ребёнка.

Третье противоречие. Мы, родители, искренне хотим воспитать ответственность и самостоятельность ребёнка, но порой не находим себе места, когда ребёнок готов взять эту ответственность. Однажды, когда я проводил программу для детей и подростков, направленную на развитие самостоятельности и ответственности, ко мне на консультацию пришла женщина. Её ребёнок ездил на эту программу неоднократно и преуспел в умении организовать свой досуг, он научился прислушиваться к своим чувствам и желаниям.

Проблема, с которой пришла мама этого ребенка, заключалась в том, что она перестала чувствовать себя "мамой". Ошибка в том, что мы часто замещаем свою любовь разными способами, например как в этом случае, заботой. И так как мама ОНА, а не ребёнок, то женщина считала, что ей необходимо многое решать за ребёнка, ухаживать. Если бы мамин интерес был направлен на ребёнка, а не на саму себя ("быть хорошей мамой"), то всё что необходимо в этой ситуации - просто интересоваться ребёнком, спрашивать его мнение, узнать, в чём она может помочь, если это необходимо, быть искренней с ним и просто любить. Любить без условий, а просто так!

Случайные статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: