Дети после шести лет
После шести лет многое меняется. Ребенок становится более независимым и иногда допускает дерзости. Для него становится важнее, что говорят и делают другие дети. У него развивается чувство ответственности за то, что считает важным он сам. Он начинает обосабливаться от семьи и примерять роль ответственного гражданина окружающего мира
Ребенок после шести лет продолжает любить своих родителей, но проявляет это не так открыто. Ему уже не так нравится, когда его целуют, особенно на людях. У него появляется чувство собственного достоинства, и он требует соответствующего к себе отношения.
Желая меньше зависеть от родителей, он обращается к взрослым за пределами семьи. Ребенок сердится, когда родители напоминают ему, как надо поступать, потому что он уже знает это и хочет, чтобы его считали ответственным за свои поступки.
У ребенка появляются плохие манеры. Он перестает пользоваться многими хорошими словами, его речь становится грубее. Он хочет одеваться и стричься так же, как другие дети. Он может забыть про хорошие манеры за столом, садиться есть грязными руками, ковыряет в тарелке, говорит с набитым ртом. Манеры поведения он черпает у сверстников, а родителям заявляет о сове праве на независимость. При этом он очень доволен собой. Плохие манеры и дурные привычки огорчают родителей. Им кажется, что их ребенок забыл все, чему они его учили. В действительности эти перемены означают, что он все усвоил, что значит хорошо себя вести, иначе против чего ему восставать. Когда он почувствует, что независимость достигнута, то вспомнит о хорошем поведении.
Девочки чаще покладистые мальчиков.
В этом возрасте дети обожают сколачивать разные группировки. Несколько друзей основывают тайное общество. Они придумывают место встречи (секретное), составляют свод правил. Бывает, что они сами не знают, в чем заключается секрет. Таинственность отвечает их потребности доказать, что они сами себе хозяева и не подчиняются взрослым. Затем группа пытается возвыситься над остальными, создавая у них впечатление ответственности. В этот период жизни дети склонны объединяться по принципу похожести и отталкивать чужаков.